[ Новые сообщения на форуме · Пользователи сайта · Правила форума · Поиск по заголовкам тем форума · RSS ]

Страница 1 из 11
Модератор форума: Xandee, NIKOLAY1975, Андрэас_Стоун 
Форум » Исторический раздел » Корабли » Линейный корабль HMS Victory (Старейший действующий парусный корабль в мире)
Линейный корабль HMS Victory
MikegcДата: Суббота, 25 Ноябрь 2017, 14:07 · Сообщение № 1
КАНОНИР
Группа: Команда Тазовара
Сообщений: 1651


Содержимое сундука: 27
Репутация: 28
Местонахождение: Вне сайта
Линейный корабль 1-го ранга HMS Victory



HMS Victory (‘Виктория” или “Победа”), линейный корабль первого ранга Королевского флота военно-морских сил Великобритании, является одним из самых мощных и самых знаменитых парусных кораблей в истории. Он принимал участие во многих морских баталиях, самыми значительными из которых были бой у острова Уэссан, бой у мыса Спартель, битва у мыса Сан-Висенте и Трафальгарское сражение под командованием адмирала Горацио Нельсона. После 1824 HMS Victory был переведен в разряд “кораблей на приколе”. В 1922 судно перевели в сухой док в Портсмуте и присвоили статус корабля-музея. В октябре 2012 HMS Victory получил статус флагманского корабля Первого морского лорда (профессиональный глава Королевского ВМФ Великобритании и всех Военно-морских сил Великобритании) и является старейшим действующий кораблем ВМС в мире.

Характеристики корабля:

Длина корпуса: 57 м - по гондеку, 69.34 м – общая
Ширина: 15.85 м
Осадка: 8.76 м
Высота: 62.5 м от ватерлинии до верхушки грот-мачты
Водоизмещение: 3500 тонн
Артиллерия: 100/108 пушек и карронад разного калибра
Численность экипажа: ~ 850
Скорость: до 11 узлов (20 км/час)
Срок эксплуатации: с 1765 года и по сей день

Строительство


HMS Victory стал 6-м и последним одноименным кораблем - его предшественник, 100-пушечный линейный корабль 1-го ранга, был спущен на воду в 1737, а в 1744 потерпел крушение, после чего был снова найден только в 2008. Заказ на постройку 12 кораблей, в том числе одного 100-пушечного линейного корабля 1-го ранга, поступил в Адмиралтейство в 1758 по приказу Уильяма Питта Старшего, главы Британского правительства. Сама же постройка началась 23 июля 1759 на верфи города Чатем торжественной церемонией закладки киля – 45-метрового бруса из вяза. За основу будущего корабля был взят 100-пушечный HMS Royal George, его архитектором стал главный инспектор Сэр Томас Слейд, а корабельными мастерами – Джон Локк и Эдвард Аллин.



Считается, что название Victory было дано судну в честь серии побед Англии в Семилетней войне в 1759. Строительство шло очень медленно, т.к. до окончания войны в 1763 верфь занималась в основном ремонтом поврежденных в боях кораблей. Однако задержка пошла будущему судну на пользу. По окончании постройки остова корпуса строительство было заморожено на 3 года для “просушки”, а большая часть материалов хранилась на верфи с 1746 года, приобретя прекрасные прочностные качества. Оба этих фактора в дальнейшем положительно повлияли на долговечность корабля. Работы возобновились осенью 1763, а 7 мая 1765 HMS Victory был спущен на воду.



Для постройки корпуса использовались лучшие породы дерева: шпангоуты – из английского дуба, наружная обшивка – из балтийского дуба, специально привезенного из Польши и Восточной Пруссии. Толщина корпуса, состоящего из двух слоев обшивки, составляла 60 см. Нос корабля был украшен фигурой Георга III в лавровом венке, поддерживаемого фигурами Победы, Британии и др. Украшением кормы служили декорированные резные балконы.
При строительстве было использовано свыше 2500 деревьев, в основном многолетних дубов и вязов, а стоимость постройки составила 63 176 фунтов и 3 шиллинга, что на сегодня эквивалентно почти 8 миллионам фунтов.



Со спуском корабля на воду связана пара курьезов. В этот день корабельный мастер Хартли Ларкин, назначенный ответственным за спуск, внезапно обнаружил, что корабль может не пройти через ворота верфи. Измерения подтвердили его опасения: ворота верфи были как минимум на 9.5 дюймов (около 24 см) уже, чем надо. Он сообщил эту новость своему начальнику, Эдварду Аллину, который начал подумывать о том, чтобы отменить спуск. Ларкин же, попросив себе в помощники всех свободных плотников, с помощью тесел сумел расширить ворота до нужного размера, чтобы корабль смог беспрепятственно через них пройти. Однако проблемы на этом не закончились. Спуск корабля на воду обнажил два существенных недостатка конструкции: явный крен на штирборт и очень низкую осадку, из-за чего орудийные порты гондека находились всего в 1.4 метрах над водой. Первую проблему решили уже после спуска, увеличив и распределив количество балласта. Вторая же была признана нерешаемой. Вместо решения в инструкцию по управлению Victory были внесены пометки, гласившие, что в плохую погоду порты гондека должны быть закрыты. В перспективе это могло снизить боевую мощь корабля, однако на практике почти ни одно из будущих сражений с участием Victory не проходило при плохой погоде.

[off]В английской Википедии в этом месте упоминается корабельный мастер Джон Аллин, однако, по всей видимости, авторы статьи допустили ошибку, спутав имена и фамилии Джона Локка и Эдварда Аллина. Согласно источнику Threedecks.org, старшим корабельным мастером Чатемской верфи с 1762 по 1767 был именно Эдвард Аллин.[/off]

Вооружение и модернизация


Состав артиллерии HMS Victory неоднократно менялся на протяжении его службы. Первоначальный проект включал в себя установку 100 орудий: 30 42-фунтовых пушек на гондеке, 28 24-фунтовых на мидельдеке, 30 12-фунтовых на опердеке, 10 6-фунтовых на квартердеке и 2 6-фунтовые пушки на форкастеле. В 1778 по приказу адмирала Кеппеля 30 42-фунтовых пушек были заменены на более легкие 32-фунтовые, что за счет снижения веса позволило добавить на форкастель еще 10 6-фунтовых пушек. Таким образом, общее количество орудий достигло 110. Однако уже через год все вернули на свои места.

Во второй половине XVIII века были изобретены карронады, имевшие меньшую дальность стрельбы, но значительно более высокую скорострельность, низкую отдачу, вес и стоимость. Это привело к тому, что в июле 1779 приказом Адмиралтейства все корабли флота стали снабжаться карронадами. Как следствие, на юте Victory были установлены 6 18-фунтовых карронад, а на форкастеле – 2 24-фунтовые (которые в 1782 были заменены 32-фунтовыми). В то же время 12 6-фунтовых пушек заменили на 10 12-фунтовых и 2 32-фунтовые карронады. Общее количество орудий на 1782 год составило 108, включая 10 карронад.

В первой половине 1790-х началось перевооружение британских кораблей новыми пушками конструкции Томаса Бломфельда, а также новыми карронадами. В 1803 году HMS Victory подвергся капитальному ремонту и новому изменению состава вооружения: карронады с юта убрали, на квартердек добавили 2 12-фунтовые пушки, а орудия на форкастеле заменили на 2 24-фунтовые карронады. Всего стало 102.

На момент Трафальгарского сражения в 1805 году на форкастель были добавлены 2 12-фунтовые пушки средней длины, а 24-фунтовые карронады заменили 68-фунтовыми, доведя общее число орудий до 104.



[off]В ходе поиска информации и сверки различных источников была найдена интересная ошибка. Дело в том, что в русскоязычных источниках, в том числе в статье русской Википедии, упоминаются 64-фунтовые карронады (подозреваю, что в другие русские источники ошибка перекочевала именно оттуда). Однако англоязычная версия статьи говорит о 68-фунтовых. Более того, русская статья Википедии, посвященная карронадам, также упоминает, что максимальным известным калибром был именно 68:
Цитата
Известно, что на корабле Нельсона “Виктори” (флагман англичан в Трафальгарской битве) были установлены две карронады калибром в 68 фунтов.
[/off]




К сообщению прикреплен файл: 3627930.jpg(808Kb) · 1567763.jpg(371Kb) · 1553913.jpg(106Kb) · 3994148.jpg(84Kb) · 5470699.jpg(81Kb) · 6899449.jpg(145Kb) · 9908407.jpg(61Kb) · 0677034.jpg(105Kb) · 3009870.jpg(40Kb) · 7313819.jpg(125Kb)


Самурай без меча - это как самурай с мечом... только без меча.

Сообщение отредактировал СЛАВН - Понедельник, 27 Ноябрь 2017, 22:12
 
MikegcДата: Суббота, 25 Ноябрь 2017, 14:20 · Сообщение № 2
КАНОНИР
Группа: Команда Тазовара
Сообщений: 1651


Содержимое сундука: 27
Репутация: 28
Местонахождение: Вне сайта
Служба и известные сражения HMS Victory


Хотя HMS Victory был спущен на воду в 1765, его активная служба началась лишь в 1778. После спуска судно был поставлено на прикол на реке Медуэй. Внутренняя отделка корабля заняла еще около 4-х лет, практически до окончания морских испытаний в 1769, после чего судно вернули обратно на стоянку, где оно провело следующие 9 лет за ненадобностью. В марте 1778 король Франции Людовик XVI открыто признал независимость североамериканских штатов от Британии и решил установить с Америкой торговые и экономические отношения, подтвердив это готовностью защищать свои интересы с помощью силы. В ответ Георг III отозвал английского посла из Парижа, и Англия начала готовиться к войне.

В марте 1778 HMS Victory был введен в строй и отдан под командование капитана Джона Линдсэя, получив статус флагманского корабля адмирала Огастеса Кеппеля. Через два с половиной месяца подготовки Чатем посетил король Георг III, который остался довольным работой корабельных мастеров, после чего корабль перевели в Портсмут.

Первый бой у острова Уэссан



9 июля Кеппель со своим флотом отплыл из Спитхеда, якорной стоянки на внешнем рейде Портсмута, а 23 июля наткнулся на французский флот под командованием графа Гиллуэ д’Орвилье примерно в 160 км к западу от острова Уэссан – крайней западной точке Франции на юго-западе Ламанша. Английский флот включал в себя 30 линейных кораблей, 4 фрегата и 2 брандера. Под началом француза, который 8 июля отплыл из Бреста (Бретань, Франция), были 32 линейных корабля, 7 фрегатов, 5 корветов и один люггер.

Кеппель заметил французский флот примерно в 12:00 23-го июля, после чего немедленно отдал приказ кораблям построиться в линию и отправляться в погоню. Около 19:00 французы сделали поворот оверштаг и начали двигаться в сторону англичан. Кеппель не захотел ввязываться в ночной бой и в ответ дал приказ ложиться в дрейф. Утром флот д’Орвилье находился к северо-западу от британского и был отрезан от Бреста, а два его линейных корабля, держась подветренной стороны, ушли в порт. В течение следующих 3-х дней Кеппель пытался принудить д’Орвилье к бою, однако француз избегал столкновения, сохраняя наветренный курс в направлении Атлантики.

Утром 27-го июля при ветре с юго-запада оба флота находились в 6-10 милях друг от друга, идя левым галсом на северо-запад. Кеппель, чьи корабли шли пеленгом, решил не строить линию, подняв сигнал “общая погоня” и пойдя на сближение. Смена направления ветра замедлила маневр французов, позволив англичанам приблизиться, и около 11:00 д’Орвилье решил перейти к активным действиям, т.к. англичане уже догоняли концевые корабли его флота. Кеппель не стал отдавать приказа строить линию - его задачей было вынудить противника принять бой, поэтому в битву англичане вступили неровным строем, подчас мешая друг другу.

Проходя контркурсом вдоль строя противника, оба флота обменялись выстрелами – британцы в основном в корпус, французы – по такелажу и рангоуту. После расхождения, около часа дня, корабли начали разворот. Кеппель отдал приказ выстроиться в линию, но из-за повреждений такелажа англичане были в беспорядке, чем, однако, д'Орвилье не смог воспользоваться из-за ошибки своего головного корабля. К 14:30 Кеппель разгадал его маневр и повернул, пытаясь спасти несколько своих уже неуправляемых кораблей от уничтожения. К 17:00 англичане выстроились в две линии, но французы, завершив свой маневр, атаковать не стали. До наступления ночи сражение так и не возобновилось, а наутро д'Орвилье от дальнейшего боя уклонился.

В целом, потери были примерно равными – англичане получили больше повреждений, французы – больше потерь в живой силе. Однако до этого бои с подобным неопределенным итогом были редкостью, поэтому результат столкновения, которое прошло, по сути, “в одно касание”, был воспринят британской общественность как провал, что привело к расколу и в обществе, и в правительстве, и в Адмиралтействе.

Второй бой у острова Уэссан


В марте 1780 подводная часть корпуса HMS Victory была покрыта 3923 медными пластинами в соответствии с последними тенденциями, позволявшими сильно увеличить срок нахождения кораблей в море без захода в порт. 2 декабря 1781 корабль под командованием капитана Генри Кромвеля и под флагом контр-адмирала Ричарда Кемпенфельта вместе с 11 другими линейными кораблями, 50-пушечным линейным 4-го ранга и пятью фрегатами отправился на перехват французского конвоя, плывшего из Бреста. Кемпенфельт заметил французов 12 декабря и, не зная, что конвой был под защитой 19 линейных кораблей под командованием графа де Гишен, отдал приказ к погоне.

[off]Граф де Гишен ранее участвовал в первом бою у острова Уэссан в качестве капитана 90-пушечного La Ville de Paris и отбил атаки нескольких английских кораблей, включая Кеппеля на HMS Victory, за что получил Красную орденскую ленту и титул вице-адмирала.[/off]

После полудня, примерно в 240 км к юго-западу от острова Уэссан, французы обнаружили противника с наветра. И хотя эскорт конвоя был усилен, флот де Гишена был с подветра и впереди конвоируемых судов, что позволило англичанам захватить 15 концевых кораблей снабжения, прежде чем он смог вмешаться. Оценив превосходство врага в силе, Кемпенфельт удовлетворился захваченным, а французы оказались рассеяны штормом и вынуждены были вернуться в порт.

Осада Гибралтара


После очередного перевооружения, в октябре 1782 HMS Victory был флагманом мощного флота под командованием адмирала Ричарда Хау, эскортировавшего конвой судов для снабжения Гибралтара во время его блокады объединенными флотами Франции и Испании.

[off]К огромному сожалению Хау, Ричард Кемпенфельт, герой 2-й битвы у острова Уэссан, погиб 29 августа 1782 в Спитхеде вместе со 2-м по величине кораблем британского флота HMS Royal George. Корабль проходил очистку корпуса, но, т.к. времени на докование не было, операция проводилась в море закрениванием корабля поочередно на один и другой борт. В результате 100-пушечный Royal George перевернулся и затонул, а вместе с ним и контр-адмирал, и практически весь экипаж.[/off]

Потеря корабля и талантливого адмирала стала тяжелым ударом для планировавшейся экспедиции, но не остановила ее. С 11 по 18 октября Хау сумел успешно провести конвой в Гибралтар и пополнить запасы снабжения осажденной крепости на целый год. Перед этим шторм загнал испанский флот в бухту Альхесирас и помешал ему перехватить конвой. Когда ветер сменился, для перехвата было уже поздно. 19 октября лорд Хау снова вышел в море и, встретив объединенный испано-французский флот под командованием Луиса де Кордова в составе 46 линейных кораблей (в числе которых был и 120-пушечный Santisima Trinidad, попытался уклониться от боя. Англичане были в меньшинстве и не могли сражаться прямо в проливе, однако просто уйти тоже не могли, т.к. испанцы могли начать захватывать отставшие корабли по одному. Хау направил свой флот на запад, к выходу из пролива.

Бой у мыса Спартель



Утром 20 октября 1782 два флота пересеклись в 29 километрах от мыса Спартель. HMS Victory был в 1-м центральном дивизионе под управлением капитана Джона Ливингстона, являясь флагманом англичан. На этот раз Хау привел к ветру и почти остановил свою эскадру, давая де Кордове выбор – вступить в бой или уклониться.

Де Кордова скомандовал общую погоню, невзирая на строй. Для медлительных кораблей испанцев, включая флагман Santisima Trinidad, это был единственный способ сблизиться с противником. Англичане оказались у испано-французского флота со стороны штирборта. Около часа дня Santisima Trinidad достиг цента объединенной линии. Расстояние между флотами было около 3-х километров.

За это время Хау успел сомкнуть свою линию, скомандовав “спустить паруса” и выстроив свои 34 корабля против 31 противника. В результате преимущество хода англичан не позволило де Кордове обхватить их линию с обоих концов, и часть его кораблей, включая два трехдечных, оказалась вне боя.

В 17:45 авангард испано-французского флота открыл огонь. Последовал обмен залпами, при этом оба противника продолжили движение, а англичане, несмотря на усилия преследовавших их кораблей де Кордовы, постепенно стали отрываться, не вступая в ближний бой. С наступлением ночи бой прекратился при примерно равных потерях.

К утру 21 октября де Кордова исправил повреждения и готов был продолжить сражение, однако между флотами было уже около 19 километров, чем и воспользовался Хау. Следуя приказам, он увел английскую эскадру в Англию и 14 ноября вернулся в Спитхед.

Проведенная Хау операция, несмотря на неоднозначный исход столкновения, фактически привела к снятию осады Гибралтара. Это подняло дух британцев и усилило их позиции на последовавших вскоре мирных переговорах, а испанцы осознали важность обшивки корпуса кораблей медью.

Битва у мыса Сан-Висенте



К 1796 HMS Victory был флагманом адмирала Джона Джервиса под командованием первого капитана Роберта Кальдера и второго капитана Джорджа Грея. Объявление Испанией войны Великобритании и Португалии в октябре 1796 сделало положение Великобритании на Средиземном море чрезвычайно шатким. Объединенный франко-испанский флот насчитывал 38 линейных кораблей, количественно превосходя средиземноморскую группировку англичан в 2.5 раза, что заставило последних покинуть сначала Корсику, а затем и Эльбу.

Эскадра Джона Джервиса в составе 10 линейных кораблей вышла из устья Тахо (река, впадающая в Атлантику в районе Лиссабона) в начале февраля 1797, намереваясь перехватить испанский флот, следовавший в Кадис. Испанцы в количестве 27 линейных кораблей под командованием Дона Хосе де Кордоба (не путать с Луисом де Кордова из боя у мыса Спартель) 1 февраля вышли из Картахены (Испания) в Кадис, намереваясь объединиться с французским флотом в Бресте, но им помешал сильный восточный ветер, отнесший их ближе к Атлантике.

6 февраля у мыса Сан-Висенте Джервис получил подкрепление – 5 линейных кораблей под командованием контр-адмирала Уильяма Паркера. К этому времени завершилась эвакуация Эльбы, руководить которой был послан будущий адмирал Горацио Нельсон. Нельсон, командовавший фрегатом HMS Minerve, отплыл к Гибралтару навстречу эскадре Джервиса. 11 февраля корабль Нельсона наткнулся на испанцев, но благодаря сильному туману смог пройти прямо сквозь вражеский флот незамеченным и 13 февраля встретился с Джервисом у берегов Испании. Нельсон сообщил адмиралу о местоположении испанцев, однако в тумане не смог определить их количество, поэтому Джервис, не имея понятия о размерах испанского флота, отдал приказ на перехват.

[off]Известен диалог адмирала Джервиса с капитанами, которые, стоя на шканцах, считали вражеские корабли по мере того, как Victory приближалась к испанскому флоту:
— Вижу восемь линейных, сэр Джон.
— Очень хорошо, сэр.
— Двадцать линейных, сэр Джон.
— Очень хорошо, сэр.
— Двадцать пять линейных, сэр Джон.
— Очень хорошо, сэр.
— Двадцать семь линейных, сэр Джон. Почти вдвое больше нашего.
— Довольно считать, жребий брошен; будь их хоть пятьдесят, я все равно пройду сквозь них.
[/off]



Испанцы были обнаружены англичанами рано утром 14 февраля 1797 в 15 милях к югу. На рассвете Джервис увидел, что испанский флот выстроен в две неровные колонны из 18 и 9 кораблей. По его плану английская эскадра должна была пройти между двумя не готовыми к бою испанскими дивизионами, не давая им объединиться и одновременно имея возможность стрелять с обоих бортов. Бой начался около 11:30. К 12:30 англичане, пройдя линией мимо испанцев, начали поворот оверштаг, становясь на обратный курс. В итоге к 13:00 колонна англичан образовала букву U – часть кораблей уже повернула, часть же, включая Нельсона на HMS Captain, идущего в конце колонны, только подходила к точке поворота. Испанцы из большей колонны попытались разорвать строй английской эскадры и одновременно воссоединиться со вторым дивизионом, однако HMS Victory, делавший поворот оверштаг, разорвал испанский строй, открыв огонь по ближайшим вражеским кораблям – в частности, по трехдечному Principe de Asturias, который после этого был вынужден выйти из боя.

Головной корабль англичан HMS Culloden, следующий обратным курсом, был уже в тылу большей колонны испанцев. В 13:05 Джервис просигналил: “Занять позиции для взаимной поддержки и вступать в бой по мере подхода противника”. Нельсон же, видя, что наветренная колонна во главе с Santisima Trinidad делает поворот, пытаясь объединиться с 9-ю остальными кораблями, понял, что если ничего не предпринять, испанцы завершат свой маневр и сведут все преимущество англичан на нет. Он покидает строй и, обстреливая меньшую колонну испанцев, делает поворот фордевинд и подрезает нос их наветренному дивизиону. К 13:30 HMS Culloden догоняет испанские корабли. Нельсон на HMS Captain, открыв огонь по Santisima Trinidad, вступает в бой с головными кораблями испанцев. К 14:00 HMS Culloden и другие британские корабли, HMS Blenheim и HMS Prince-George, приходят на помощь Нельсону, находящемуся под обстрелом 6 испанских кораблей, включая Santisima Trinidad, Salvador del Mundo, San Isidro и San Nicolás de Bari. Нельсон, получив короткую передышку, ремонтирует такелаж, а подошедшие HMS Excellent и HMS Diadem атакуют сначала Salvador del Mundo, а затем San Isidro, вынуждая их экипажи сдаться.

В 15:15 HMS Excellent подходит вплотную к San Nicolás de Bari, ведущему бой с HMS Captain, и открывает огонь. Пытаясь уклониться, 80-пушечный San Nicolás сталкивается с 112-пушечным San Jose. К этому моменту HMS Captain был уже почти неуправляем, и Нельсон отдает приказ об абордаже San Nicolás, а затем - San Jose, захватывая оба корабля. Santisima Trinidad, получивший сильные повреждения, спускает флаг, но от капитуляции его спасает де Кордоба, послав на выручку флагману 74-пушечные Infante Don Pelayo и San Pablo, которые вступают в бой с HMS Excellent и HMS Diadem. Около 16:00 Santisima Trinidad, сопровождаемый двумя кораблями, покидает бой. В течение следующего часа корабли меньшего отряда испанцев, оказав помощь преследуемым, объединяются с остатками дивизиона де Кордобы. Джервис приказывает фрегатам взять на буксир захваченные корабли под прикрытием основных сил, а затем выстроиться в линию в кильватере Victory. К 17:00 бой был окончен.



Британские потери составили 73 убитых, 227 тяжело и 100 легко раненых, испанские же – около 250 убитых и 500 раненых. На борту HMS Victory был всего лишь один убитый – пушечное ядро пролетело буквально в шаге от Джервиса и обезглавило рядом стоящего моряка. Нельсон, который, если бы его маневр не удался, пошел бы под трибунал и на виселицу за нарушение приказа, был сердечно встречен на борту Victory Джервисом и впоследствии по его протекции стал кавалером Ордена Бани и контр-адмиралом. Джервис получил титул пэра и графа Сан-Висенте. Хосе де Кордоба был с позором уволен из испанского флота и получил запрет на появление при дворе.

[off]Капитаном 74-пушечного линейного корабля 3-го ранга HMS Excellent был Катберт Коллингвуд, соратник и давний друг Нельсона. Впоследствии, будучи уже в чине вице-адмирала, Коллингвуд командовал второй колонной англичан на борту 100-пушечного HMS Royal Sovereign во время Трафальгарской битвы и первым прорвал линию неприятеля. Известно, что в этот момент на борту HMS Victory Нельсон, указывая на Royal Sovereign, сказал окружающим: “Смотрите, как этот благородный Коллингвуд ведет свой корабль в бой!” Примерно в эту же самую минуту Коллингвуд сказал своему капитану Эдварду Ротерему: “Что бы отдал Нельсон, чтобы быть сейчас здесь?” После смерти Нельсона Коллингвуд взял командование на себя и завершил разгром противника, за что получил титул пэра.[/off]

Трафальгарская битва.



В мае 1803 года, после недолго продлившегося Амьенского мира, Великобритания и Франция снова оказались в состоянии войны. В октябре 1804, после инцидента с захватом английской эскадрой четырех испанских кораблей с золотом близ Кадиса, Испания объявила Великобритании войну и вступила с Францией в союз. И хотя к 1805 армия Первой французской империи Наполеона была самой мощной сухопутной силой в Европе, на море господствовал Королевский военно-морской флот. Наполеон вынашивал планы о вторжении в Великобританию. Для этого он сосредоточил в военных лагерях в Булони, Брюгге и Монтрёйе (города на севере Франции) так называемую “Английскую армию” размером около 200 тысяч человек вместе с огромным количеством морского транспорта, разбросанного по северному побережью Франции для переброски десанта через Ламанш.

[off]Задуманная Наполеоном военная кампания требовала огромных ресурсов, и в 1803 Франция уступила США все свои североамериканские территории в обмен на 60 миллионов французских франков ($ 11 250 000), которые были потрачены на планируемое вторжение. Рассматривалась даже возможность переброски десанта по воздуху с использованием флотилии воздушных шаров.[/off]

Однако Наполеон осознавал, что покорение Великобритании невозможно без победы над ее флотом. Ситуация усугублялась тем, что Королевский флот состоял из прекрасно обученных и закаленных в боях солдат и офицеров, а весь цвет флота Франции был либо казнен, либо отстранен от службы еще в начале Великой французской революции. Англичане же, для которых такая масштабная подготовка не осталась незамеченной, со своей стороны также стали готовиться к вторжению, начав усиленное патрулирование Ламанша и блокаду французского и испанского флотов. В ответ Наполеон решил применить отвлекающий маневр. По его плану объединенный флот союзников под командованием Пьера-Шарля Вильнёва должен был прорвать блокаду и отплыть к Карибским островам, угрожая напасть на Вест-Индию и оттянув на себя британский флот, а затем вернуться обратно в Европу. В это время сухопутные войска в Ирландии должны были начать восстание и помочь “Английской армии” с переброской через пролив. Однако англичане разгадали план Наполеона и даже перехватили флот Вильнёва на обратном пути, в результате чего испанцы потеряли 2 корабля. Союзный флот ушел в Кадис, где оставался вплоть до 19 октября.

[off]16 сентября Вильнёв получил от Наполеона приказ вести объединенный флот из Кадиса в Неаполь. Между капитанами союзников возникли разногласия, и Вильнёв колебался целый месяц до тех пор, пока 18 октября не получил известие о том, что в Мадрид прибыл вице-адмирал Франсуа де Росили. Вице-адмиралу было поручено по прибытии в Кадис взять на себя командование. Вильнёв, уязвленный перспективой быть опозоренным перед флотом, поспешил отплыть из Кадиса до появления там своего преемника.[/off]

Генеральное сражение было неминуемым, и 19 октября 1805 Вильнёв во главе объединенного флота из 33 линейных кораблей на своем 80-пушечном флагмане Bucentaure вышел из Кадиса на юг к Гибралтару. Он уже знал о преследующих его англичанах и в течение следующих дня и ночи несколько раз перестраивал корабли из трех линий в одну и обратно. На рассвете, около 5:30 21 октября, будучи в 11 милях от мыса Трафальгар, союзники увидели приближающихся англичан примерно на таком же расстоянии от себя. Британский флот под командованием адмирала Горацио Нельсона насчитывал 27 линейных кораблей. До 8 часов утра Вильнёв колебался, а затем отдал приказ своему флоту развернуться на север и двигаться в Кадис. Это привело к тому, что к 10:00, по завершении разворота, корабли союзников были в беспорядке и образовывали вытянутый к востоку полумесяц, идя на норд левым галсом в полный бейдевинд. Англичане же, построив свои корабли в две линии, шли на ост в полный бакштаг, выставив лиселя для большей скорости. План Нельсона заключался в том, чтобы, идя двумя колоннами под прямым углом к линии противника, разрубить его строй на три части, сходу окружить среднюю и, стреляя с обоих бортов, навязать врагу ближний бой, в котором, как он считал, у англичан будет преимущество. Нельсон шел в голове левого дивизиона на HMS Victory и намеревался ударить в стык между авангардом и центром противника, а вице-адмирал Катберт Коллингвуд, идущий на HMS Royal Sovereign во главе правого дивизиона, должен был отрезать хвост вражеской колонны.



[off]Во время подготовки к битве Нельсон приказал покрасить борта своих кораблей в черные и желтые полосы так, чтобы желтые приходились на линии орудийных портов, которые также были выкрашены черным. Это было сделано для того, чтобы английские корабли можно было быстро отличить в бою или любой другой ситуации. После Трафальгаркой битвы данный тип раскраски стал повсеместно использоваться в Королевском флоте и получил название “Шахматная доска Нельсона” (Nelson Chequer). HMS Victory носит эту раскраску с тех самых пор и до наших дней. А еще в честь адмирала, потерявшего во время неудачного штурма в 1797 правую руку, у офицеров британского флота есть традиция вместо аплодисментов стучать по столу кулаком левой руки.[/off]

План Нельсона вкупе с нерешительностью Вильнёва и разрозненными действиями союзников сработал на отлично. Хотя оба флагмана на какое-то время оказались под огнем с бакборта кораблей противника, сначала HMS Royal Sovereign, а спустя 45 минут и HMS Victory врезались во вражеский строй, причем последний, под командованием Нельсона и капитана Томаса Харди, прорвал колонну неприятеля прямо между испанским исполином Santisima Trinidad и флагманом французов Bucentaure. Сделав продольный залп по Bucentaure, Victory повернул направо, уступив место HMS Temeraire, и пошел на сближение с Redoutable, который шел в кильватере флагмана. Приблизившись к врагу, Нельсон отдал приказ об абордаже, во время которого вражеский снайпер на марсе Redoutable разглядел адмирала и выстрелил по нему из мушкета. Пуля пробила эполет Нельсона и прошла через плечо и легкое, раздробив позвоночник. Рожденный в год, когда заказ на строительство Victory поступил на верфь Чатема, адмирал умер на его борту в 16:30, через 3 часа после ранения.



В 13:55 капитан Redoutable, потеряв большую часть экипажа, сдался. Bucentaure и Santisima Trinidad, дерущиеся сразу с несколькими английскими кораблями, были изолированы от остального флота. Вскоре после 14 часов на Bucentaure спустили флаг - Вильнёв сдался в плен. Santisima Trinidad сражался еще 3 часа, но, окруженный противником, был захвачен. Авангард союзников из 9 кораблей, ведомый адмиралом Пьером Дюмануаром на Formidable, не понял сигналов Вильнёва и продолжил следовать в направлении Кадиса. По мере того, как английские корабли один за другим врывались в битву, центр и арьергард объединенного флота охватывало все большее замешательство. Коллингвуд, приняв на себя командование, бросился в погоню за вражеским авангардом, дав тем самым остаткам арьегарда противника перегруппироваться и выйти из боя. Дюмануар, увидев преследователей, наконец-то скомандовал поворот оверштаг, и часть авангарда союзников, взяв левее, влилась в битву, однако победа англичан была уже неминуема. Сам же Formidable, а также Duguay Trown, Montblane и Scipion прошли мимо, покинув бой.

[off]Корабли Дюмануара вышли из боя почти нетронутыми и в течение следующих 2 недель пытались добраться до севера Франции, однако, погнавшись за британским фрегатом, столкнулись с эскадрой сэра Ричарда Стрэчена. Все четверо были захвачены 4 ноября 1805 в сражении у мыса Ортегаль.[/off]



Бой продолжался до 17:30. К ночи разразился шторм, продолжавшийся весь следующий день и потопивший множество сильно пострадавших и призовых судов, включая Santisima Trinidad. Союзный флот потерял 18 кораблей, из которых один был потоплен, остальные – захвачены. 15 тысяч человек были убиты, ранены или захвачены в плен. Англичане, чьи потери составили около 2 тысяч убитыми и ранеными, не потеряли ни одного корабля, хотя многие были сильно повреждены. Испания и Франция окончательно утратили морское могущество. Наполеону пришлось отказаться от планов по вторжению в Англию и Неаполь. Великобритания подтвердила свой статус хозяйки на море.

HMS Victory получил сильные повреждения. Во время боя ядром была сбита бизань-мачта, две другие мачты были выбиты из степсов, большая часть рей тоже была повреждена. Из-за этого корабль пришлось сначала отбуксировать в Гибралтар для проведения ремонтных работ. Тело Нельсона поместили в бочку с ромом. По возвращении корабля в Англию он был похоронен в Соборе Святого Петра 9 января 1806.

[off]Существует легенда, согласно которой кто-то из моряков проделал в бочке с телом Нельсона дыру, через которую из нее сцедили весь ром. Это весьма сомнительно, учитывая авторитет адмирала и любовь к нему на флоте, однако с тех пор английские моряки стали называть ром, выдаваемый на кораблях, “адмиральской кровью” или ”кровью Нельсона”.
Также, первыми дань уважения павшему Нельсону на море отдали русские моряки из эскадры вице-адмирала Дмитрия Сенявина. Эскадра шла из Кронштадта на Корфу (Греция) и, узнав о смерти адмирала, отсалютовала англичанам в знак уважения.
[/off]
К сообщению прикреплен файл: 5713178.jpg(82Kb) · 0943106.jpg(92Kb) · 7367929.jpg(110Kb) · 7958708.jpg(89Kb) · 4222011.png(135Kb) · 7735765.jpg(116Kb) · 6228025.jpg(72Kb) · 8718921.jpg(120Kb) · 4484281.jpg(412Kb)


Самурай без меча - это как самурай с мечом... только без меча.

Сообщение отредактировал СЛАВН - Понедельник, 27 Ноябрь 2017, 21:59
 
MikegcДата: Суббота, 25 Ноябрь 2017, 14:22 · Сообщение № 3
КАНОНИР
Группа: Команда Тазовара
Сообщений: 1651


Содержимое сундука: 27
Репутация: 28
Местонахождение: Вне сайта
Дальнейшая судьба корабля после Трафальгарской битвы


Совет военно-морского флота Великобритании постановил, что HMS Victory был уже слишком старым и в слишком плохом состоянии для восстановления в качестве линейного корабля 1 ранга. В ноябре 1807 корабль понизили в статусе до 2 ранга, убрав с него 2 32-фунтовые пушки и заменив 24-фунтовые 18-фунтовыми. С декабря 1810 по апрель 1811 его вновь ввели в строй в качестве десантного корабля. В 1812 Victory переместили к устью Портсмутской гавани близ Госпорта для службы в качестве плавучего склада, а с 1813 по 1817 – плавучей тюрьмы.

После ремонта HMS Victory был в 1817 снова введен в строй качестве 104-пушечного линейного корабля 1 ранга. Однако его состояние оставляло желать лучшего, и в январе 1822 он был переведен в сухой док Портсмута для очередного ремонта. В 1824 он был назначен флагманским кораблем начальника порта (Port Admiral) Портсмутской гавани и оставался в этом статусе до 1830.

В 1831 Адмиралтейство приказало разобрать Victory и использовать его части на других судах, однако вызванное этим общественное возмущение привело к тому, что корабль оставили в покое. В течение более чем полувека корабль периодически посещали королевские особы, и общественный интерес к кораблю все возрастал, а состояние корабля продолжало ухудшаться. В 1887 из-за открывшейся течи Victory чуть было не затонул прямо на стоянке. После этого Адмиралтейство назначило небольшую ежегодную сумму для обслуживания корабля, а в 1889 его восстановили в строю в качестве базы для Военно-морской телеграфной школы, в котором он оставался до 1904.

Несмотря на это, состояние Victory было катастрофическим, и после закрытия школы Адмиралтейство вновь предложило отдать корабль на слом, и только личное вмешательство Короля Эдварда VII спасло судно. Общественный интерес к Victory вновь пробудился из-за празднования столетия Трафальгарской битвы, а в 1910 для ее спасения было создано Общество морских исследований, но Адмиралтейство, втянутое в гонку вооружений, ничем не могло ему помочь.



В 1921, благодаря Фредерику Стэрди, президенту Общества морских исследований, и профессору Джоффри Кэллендеру, автору нескольких известных книг о Нельсоне и его корабле, началась общественная кампания “Спасите Victory” (Save the Victory). В 1922, когда HMS Victory уже больше не мог даже оставаться на плаву, он был наконец-то переведен в сухой док №2 в Портсмуте, старейший действующий сухой док в мире, и началось долгожданное восстановление корабля, продлившееся до 1929. С этого момента обслуживание судна взяло на себя Общество морских исследований. В 1941, во время Второй Мировой Войны, 250-килограммовая бомба с немецкого самолета попала между стенкой дока и бортом корабля, проделав в нем огромную дыру. Немецкая пропаганда поспешила объявить об уничтожении HMS Victory, и Адмиралтейству пришлось давать опровержение.

После войны корабль отремонтировали заново. Пушки с него были сняты для уменьшения нагрузки и теперь стоят на берегу. В течение 2-й половины XX века на Victory в разные периоды проводились различные ремонтные, восстановительные и профилактические работы, но некоторые серьезные шаги были предприняты только к 200-летию Трафальгарской битвы.

Включенный в список Национального исторического флота, с 1922 HMS Victory стоит на вечной стоянке в Портсмуте, а в 2012 корабль получил статус флагманского корабля Первого морского лорда. В качестве корабля-музея он привлекает около 350 тысяч посетителей в год и является старейшим в мире действующим военным судном. Все доходы от посетителей идут на его содержание и ремонт.




К сообщению прикреплен файл: 7383299.jpg(950Kb) · 6327648.jpg(291Kb)


Самурай без меча - это как самурай с мечом... только без меча.

Сообщение отредактировал СЛАВН - Понедельник, 27 Ноябрь 2017, 22:01
 
СЛАВНДата: Суббота, 25 Ноябрь 2017, 14:36 · Сообщение № 4
СТАРПОМ
Группа: Администраторы
Сообщений: 24607


Содержимое сундука: 250
Репутация: 253
Местонахождение: Вне сайта
Потрясающий материал! bravo thumbs_up bravo
Нигде не встречал всей информации по этому судну в одном месте и с такими подробностями.
Это достойно более чем одной похвалы thumbs_up


Я - это я и никто другой.

________________________
 
MikegcДата: Суббота, 25 Ноябрь 2017, 14:45 · Сообщение № 5
КАНОНИР
Группа: Команда Тазовара
Сообщений: 1651


Содержимое сундука: 27
Репутация: 28
Местонахождение: Вне сайта
Цитата СЛАВН ()
Потрясающий материал!
Нигде не встречал всей информации по этому судну в одном месте и с такими подробностями.

Спасибо! blush Я старался - перелопатил пол-Википедии, кучу сторонних ресурсов и форумов, какие-то части с английского переводил, т.к. на русском такой инфы не нашел. Можно было бы и больше написать хотя куда еще, к примеру, о Нельсоне, но это уже к самому кораблю не относится, так что не стал pardon


Самурай без меча - это как самурай с мечом... только без меча.
 
NNikolaДата: Суббота, 25 Ноябрь 2017, 14:46 · Сообщение № 6
АБОРДАЖНИК
Группа: Команда Тазовара
Сообщений: 3160


Содержимое сундука: 31
Репутация: 21
Местонахождение: Вне сайта
Слов нет...

К сообщению прикреплен файл: 5662620.gif(259Kb)


Объективная реальность есть бред, вызванный недостатком алкоголя в крови.
Сэр Уинстон Черчилль


Сообщение отредактировал NNikola - Суббота, 25 Ноябрь 2017, 14:46
 
СЛАВНДата: Суббота, 25 Ноябрь 2017, 15:02 · Сообщение № 7
СТАРПОМ
Группа: Администраторы
Сообщений: 24607


Содержимое сундука: 250
Репутация: 253
Местонахождение: Вне сайта
Цитата Mikegc ()
Спасибо! Я старался - перелопатил пол-Википедии, кучу сторонних ресурсов и форумов, какие-то части с английского переводил, т.к. на русском такой инфы не нашел.

Да не за что, это тебе огромное спасибо за проделанную колоссальную работу thumbs_up

Цитата Mikegc ()
к примеру, о Нельсоне

Тебе и карты в руки на отдельный обзор wink

Под персоналии готов целый раздел на форуме выделить.


Я - это я и никто другой.

________________________
 
YanisDДата: Суббота, 25 Ноябрь 2017, 15:42 · Сообщение № 8
КОРАБЕЛЬНЫЙ МАСТЕР
Группа: Команда Тазовара
Сообщений: 3569


Содержимое сундука: 99
Репутация: 47
Местонахождение: Вне сайта
Развернуто сделал thumbs_up
Цитата Mikegc ()
Во второй половине XVIII века были изобретены карронады

Цитата Mikegc ()
Дело в том, что в русскоязычных источниках, в том числе в статье русской Википедии, упоминаются 64-фунтовые карронады

Вот с ними точно хрен уже разберешься. Какого калибра они были, в каком количестве. И вес у них у всех не шуточный, просто ума не приложу, как деревянная палуба могла тонны железа выдержать (не весь корабль целиком, а одна палуба).
У Сантисимы к слову то же не совсем понятно, были мортиры и какие, в последнем сражении, или нет.


Если не сложно, можешь сделать ссылку на профильную тему, при первом упоминании Сантисимы Тринидат


Цитата Mikegc ()
Santisima Trinidad, получивший сильные повреждения, спускает флаг, но от капитуляции его спасает де Кордоба

По другой версии, многие испанские корабли, в том числе и выше упомянутый, практически пытались выйти из боя и сбежать, когда англичане натворили путаницу jokingly
Цитата Mikegc ()
Вместо решения в инструкцию по управлению Victory были внесены пометки, гласившие, что в плохую погоду порты гондека должны быть закрыты. В перспективе это могло снизить боевую мощь корабля, однако на практике почти ни одно из будущих сражений с участием Victory не проходило при плохой погоде.

Проходило pardon Трафальгарская битва случилась в непогоду, которая позже переросла в шторм
Цитата Mikegc ()
и является старейшим в мире действующим военным судном.

Американцы то же хвастаются, что у них есть старые лоханки, стоящие на вооружении. К примеру «Конститьюшн» . Но Victory чуть постарше smile
Цитата Mikegc ()
Можно было бы и больше написать к примеру о Нельсоне

Именно! Где его знаменитый диалог с младшим офицером, о количестве испанских кораблей jokingly


 
MikegcДата: Суббота, 25 Ноябрь 2017, 16:02 · Сообщение № 9
КАНОНИР
Группа: Команда Тазовара
Сообщений: 1651


Содержимое сундука: 27
Репутация: 28
Местонахождение: Вне сайта
Цитата YanisD ()
Развернуто сделал

Спасибо! smile
Цитата YanisD ()
По другой версии, многие испанские корабли, в том числе и выше упомянутый, практически пытались выйти из боя и сбежать, когда англичане натворили путаницу

Это да, версии разнятся jokingly В таких местах я брал за основу русскоязычные источники как наиболее нейтральные - мало ли что там англичане в приступе патриотизма написали jokingly
Цитата YanisD ()
Проходило Трафальгарская битва случилась в непогоду, которая позже переросла в шторм

Согласен, поэтому и написал "почти" pardon
Цитата YanisD ()
Именно! Где его знаменитый диалог с младшим офицером, о количестве испанских кораблей

Что-то не припомню... g Помню его фразу "Англия ждет, что каждый исполнит свой долг". А ты случаем с Джервисом из Сан-Висенте не перепутал?

Добавлено (25 Ноября 2017, 16:02)
---------------------------------------------

Цитата YanisD ()
Если не сложно, можешь сделать ссылку на профильную тему, при первом упоминании Сантисимы Тринидат

Сделал thumbs_up


Самурай без меча - это как самурай с мечом... только без меча.
 
YanisDДата: Суббота, 25 Ноябрь 2017, 18:08 · Сообщение № 10
КОРАБЕЛЬНЫЙ МАСТЕР
Группа: Команда Тазовара
Сообщений: 3569


Содержимое сундука: 99
Репутация: 47
Местонахождение: Вне сайта
Цитата Mikegc ()
А ты случаем с Джервисом из Сан-Висенте не перепутал?

перепутал, но однозначно стоит упомянуть:
Джервису доложили, что противник вдвое превосходит его численностью:
Вижу восемь линейных, сэр Джон.
— Очень хорошо, сэр.
— Двадцать линейных, сэр Джон.
— Очень хорошо, сэр.
— Двадцать пять линейных, сэр Джон.
— Очень хорошо, сэр.
— Двадцать семь линейных, сэр Джон. Почти вдвое больше нашего.
— Довольно считать, жребий брошен, будь их хоть пятьдесят, я все равно пройду сквозь них.

jokingly


 
MikegcДата: Воскресенье, 26 Ноябрь 2017, 12:33 · Сообщение № 11
КАНОНИР
Группа: Команда Тазовара
Сообщений: 1651


Содержимое сундука: 27
Репутация: 28
Местонахождение: Вне сайта
Цитата YanisD ()
перепутал, но однозначно стоит упомянуть:

Я почему-то забыл этот диалог добавить в текст pardon Добавил в качестве примечания, спасибо thumbs_up


Самурай без меча - это как самурай с мечом... только без меча.
 
Батя_НатанДата: Вторник, 28 Ноябрь 2017, 17:35 · Сообщение № 12
Матрос
Группа: Корсары
Сообщений: 217


Содержимое сундука: 1
Репутация: 0
Местонахождение: Вне сайта
Красавцы!!

Добавлено (28 Ноября 2017, 17:35)
---------------------------------------------
И корабль и ты, Mikegc,


Я- САМЫЙ известный пират в этих водах, наверно...
 
AntossimysДата: Вторник, 28 Ноябрь 2017, 17:59 · Сообщение № 13
РУЛЕВОЙ
Группа: Команда Тазовара
Сообщений: 5221


Содержимое сундука: 146
Репутация: 53
Местонахождение: Вне сайта
Эта тема вызывает у меня просто неодолимое желание вновь установить Empire Total War jokingly
Уровень thumbs_up Так держать!)
 
xepuopДата: Четверг, 07 Декабрь 2017, 00:42 · Сообщение № 14
Лейтенант
Группа: Корсары
Сообщений: 785


Содержимое сундука: 7
Репутация: 6
Местонахождение: Вне сайта
Вот в принципе карронада Виктори 68 фунтов как я понимаю, но в англ. не силён

Фото много корабля есть, но столько не поместить pardon
К сообщению прикреплен файл: 5462592.jpg(388Kb) · 4789883.jpg(144Kb) · 5946922.jpg(360Kb) · 3834472.jpg(414Kb) · 3400485.jpg(103Kb)


"в жизни нет проблем,кроме тех,что мы создаём себе сами"
 
NNikolaДата: Четверг, 07 Декабрь 2017, 00:47 · Сообщение № 15
АБОРДАЖНИК
Группа: Команда Тазовара
Сообщений: 3160


Содержимое сундука: 31
Репутация: 21
Местонахождение: Вне сайта
Цитата xepuop ()
Вот в принципе карронада Виктори 68 фунтов как я понимаю, но в англ. не силён

Так и есть...
Представляю как эта фигня шарахнуть может!!!

ЗЫ можно было бы и в Корсаров Карронады запилить... Правда они появились на сотню лет позже... jokingly


Объективная реальность есть бред, вызванный недостатком алкоголя в крови.
Сэр Уинстон Черчилль
 
xepuopДата: Четверг, 07 Декабрь 2017, 01:18 · Сообщение № 16
Лейтенант
Группа: Корсары
Сообщений: 785


Содержимое сундука: 7
Репутация: 6
Местонахождение: Вне сайта
Единственное, что не очень впечатляет , рулевое управление, как то слабоватенько для такой махины pardon

Добавлено (07 Декабря 2017, 01:18)
---------------------------------------------

Цитата NNikola ()
Представляю как эта фигня шарахнуть может!!!

А представь , какого будет упасть с бушприта Виктори на ходу, как лягушка под каток jokingly
К сообщению прикреплен файл: 5591548.jpg(61Kb)


"в жизни нет проблем,кроме тех,что мы создаём себе сами"
 
Форум » Исторический раздел » Корабли » Линейный корабль HMS Victory (Старейший действующий парусный корабль в мире)
Страница 1 из 11
Поиск:
Нравится
Расширенная статистика
Свежие темы Популярные темы Активные пользователи Новые пользователи Рейтинг репутации
  • Футбoл (2957)
  • Таверна "У Веселого Роджера" (4726)
  • Мод-пак 1.3.2 Adventure Tales: Remaking - Полная сборка (1012)
  • Прохождение: Квест ГПК (Остров потерянных кораблей) (2100)
  • Сборник советов для зеленых новичков (ГПК+МОД ПАК 1.3.2.) (93)
  • Кают-Компания (5913)
  • О фильмах в целом (1635)
  • Впечатления от игры Assassin's Creed IV: Black Flag (94)
  • Смешное видео (1240)
  • Мод Йоко Диаз с правкой анимации (1)
  • Конкурс "Выиграй DLC Герой Нации" к игре ККС (4)
  • Хорнблауэр / Hornblower (8 серий) (22)
  • Таверна "У Веселого Роджера" - ЗАКРЫТА (3) (9999)
  • Обсуждение Рейдов Нашей Эскадры - ЗАКРЫТА (2) (9999)
  • Вопросы новичков (9999)
  • Обсуждение Рейдов Нашей Эскадры - ЗАКРЫТА (1) (9998)
  • Таверна "У Веселого Роджера" - ЗАКРЫТА (4) (9998)
  • Таверна "У Веселого Роджера" - ЗАКРЫТА (2) (9998)
  • Таверна "У Веселого Роджера" - ЗАКРЫТА (1) (9997)
  • Рейды Нашей Эскадры (6809)
  • Кают-Компания (5913)
  • Вопросы по прохождению игры К:КС (5456)
  • Таверна "У Веселого Роджера" (4726)
  • Обсуждение форумной игры Арена (3257)
  • СЛАВН (24607)
  • Gendolfas (10153)
  • Армеец (8381)
  • Андрэас_Стоун (8207)
  • Duke (6222)
  • DimonD (6208)
  • Шепот (5635)
  • Antossimys (5221)
  • deniskopylov (5180)
  • Capitan_black_blade (5011)
  • Xandee (4990)
  • Альтаир (4909)
  • Маркиз (4739)
  • NIKOLAY1975 (4276)
  • Richard_B_Riddik (4010)
  • Доктор_Джеймс (3821)
  • Орочимару (3754)
  • Vesorion (3597)
  • YanisD (3569)
  • dim10 (3530)
  • NNikola (3160)
  • Sp1tFire (3005)
  • Morituri (2738)
  • Боцман_Рональд (2684)
  • Питер_Блад (2536)
  • Лебедев
  • Привалов
  • Афанасий555
  • Sserg
  • AgeS
  • sasasa
  • vertolet
  • Lefsha
  • funtenant
  • TreasureRus
  • sasa51
  • devyatkov520
  • Антарит
  • am-wrag
  • maxcim
  • mifeas
  • dzengraf
  • Xapxyc
  • Sohiso
  • NickWillems
  • sovertal1997
  • grenn
  • Sergey0255
  • negro111
  • LokiLonza
  • СЛАВН (253)
  • Андрэас_Стоун (94)
  • Duke (84)
  • Армеец (68)
  • DimonD (66)
  • deniskopylov (55)
  • Antossimys (53)
  • Gendolfas (51)
  • Old_Nick (51)
  • Xandee (51)
  • Шепот (49)
  • YanisD (47)
  • dim10 (43)
  • Альтаир (38)
  • Vesorion (38)
  • Ладрон (38)
  • Доктор_Джеймс (35)
  • Capitan_black_blade (34)
  • gavani (29)
  • NIKOLAY1975 (28)
  • Mikegc (28)
  • Мистик (26)
  • Маркиз (26)
  • iter (24)
  • Боцман_Рональд (23)
  • Сундук Пирата © 2010-2017 Сегодня: 15 Декабрь 2017, Пятница. Московское время: 20:56

    ВНИМАНИЕ! Копирование и перепечатка материалов сайта "Сундук Пирата" на любые другие ресурсы допускается только с гиперссылкой на страницу-источник.

    PDA-версия сайта Проверить тИЦ и PR Sitemap, Sitemap-forum