Галеон "Золотая Лань"Галеон «Golden Hind» (Золотая Лань) является одним из самых известных парусником в мире, и самым известным галеоном в Англии. Капитаном на корабле был сэр Фрэнсис Дрейк - английский капер, мореплаватель, и в дальнейшем, вице-адмирал Англии. Личность вполне незаурядная, храбрая, и чертовски талантливая и в какой-то мере удачная. На своем корабле "Золотая Лань" Дрейк успешно грабил испанцев и португальцев, захватывал поселения, и, совершил кругосветное путешествие. Которое до него, не совершал ни один англичанин.
В 16 веке на верфи города Альдебурге, который находиться в Великобритании, был построен трех мачтовый галеон "Пеликан". Позже, в 1577 году, он приходит в порт города Плимут, где получает артиллерийское вооружение. И в то же время, каюту капитана занимает уже успешный и известный в Англии, Фрэнсис Дрейк.
Примерные характеристики галеона*:Длина корпуса: 21,3 м.
Ширина: 5,8 м.
Осадка: 2,5 м.
Водоизмещение: ~150 тонн.
Артиллерийское вооружение: 18-24 пушек среднего калибра.
Численность экипажа: неизвестно.
Срок эксплуатации: 2 года, 10 месяцев и 11 дней.
*Указаны средние примерные характеристики корабля, т.к. не сохранились точные данные.
Галеон "Пеликан" имел изящный корпус, на котором специально был нанесен орнамент из ромбов красного и желтого цвета. Парусное вооружение было таковым: бизань-мачта «держала» скосый «латинский» парус, а фок- и грот-мачты вооружались прямыми парусами. Под бушпритом был еще один прямой парус, именуемый блиндом. В дальнейшем, под бушпритом будет красоваться золотая лань. Помимо "Пеликана", собирали в плаванье ещё 4-5 кораблей. И так же старались замаскировать их под испанцев. Новую эскадру готовили специально для Дрейка, который уже успел себя зарекомендовать успешным капером. При одобрении Королевы Англии Елизавета I, и при помощи лорда Хаттона в 1577 году, эскадра выдвинулась из Плимута в сторону Южной Америки, с целью грабежа испанских колонии.
Примерный маршрут ДрейкаСтоит упомянуть, что каюта флагмана "Пеликан" была заставлена очень дорогой мебелью, а столовая посуда была из серебра. В его каюте часто играла музыка, но большую ценность для него в каюте был подарок от самой королевы Англии: зеленый шелковый шарф с вышитыми золотом словами: «
Пусть всегда хранит и направляет тебя Бог».
Спустя несколько недель, Дрейк грабит Могадор что на Африке, пересекает Атлантический океан, и достигает берегов Южной Америки. Дальше, по разным источникам могло произойти два события:
Примерный маршрут ДрейкаПервое событиеИспанцы ждали Дрейка. Ранее, Дрейк уже грабил испанцев, точнее, торговые суда в новом свете. Испанцам конечно это не понравилось, и они стали вооружать свои торговые корабли, а так же давать им сопровождение. Нота протеста так же прозвучала в самой Англии. Но там, королева ответила так, что Дрейк занимается экспедиции в поисках новых земель. Последующую компанию Дрейка то же придумали название в Англии: поиск южного материка. Но испанцы не поверили на этот раз, и приготовили свою эскадру, которая ждала Дрейка водах Южной Америки.
И в Рио-де-ла-Палата, на эскадру Дрейка нападает испанский флот. Галеон "Пеликан" был вполне быстроходным среди своих собратьев, и поэтому Дрейк решает отступить от неравной схватки. Эскадра пытается вырваться из схватки, и ей это удается. Но испанцы успевают потопить два корабля.
Второе СобытиеПолностью исключает нападение испанцев. В этой версии Дрейк просто грабит Рио-де-ла-Палата, и попав в сильный шторм, теряет пару кораблей, и оказывается выброшен на "Пеликане" возле Огненной Земли. В этот момент он делает географическое открытие того времени: что Огненные Земли - архипелаг, а не часть материка. И за этим архипелагом простирается открытое море. В честь первооткрывателя пролив между Огненной Землей и Антарктидой был назван именем Фрэнсиса Дрейка. К сожалению для Дрейка, ему не удается найти оставшиеся корабли, и он собрав свою смелость в кулак, в одиночку отправляется через Магелланов пролив, на другую сторону Южной Америки, где ещё ни разу не было ни одного англичанина.
Но по другой версии, Дрейк все же смог найти уцелевшие корабли из своей эскадры. Но у одного корабля, состояние оставляет желать лучшего, а на другом случился бунт. Один из офицеров Дрейка был очень не доволен руководством. Казнив бунтовщиков, Дрейк решает отправить обратно корабли в Англию, тем самым отвлечь испанцев, и переслать часть награбленного, а самому, отправится дальше, в путь.
После событий, с которыми с ними произошли (побег от испанцев, или спасение от шторма и подавления поднявшегося бунта), Дрейк решает переименовать свой корабль "Пеликан" на "Золотую Лань". Почему он выбрал именно это название? Во-первых "лань" считалось очень ловким и прытким животным, лань хорошая добыча для охотника (тут играет роль версия с испанцами). "Золотую", потому что в трюме было чем поживится
. А во-вторых, "Золотая Лань" была гербом лорда Хаттона, который был покровителем Дрейка в Лондоне. Переименование корабля считается плохой приметой. Особенно если это делать во время плаванья. Но на Дрейка это не сработала. После прохода Магелланова пролива, уже в 1579 году, Дрейк грабит Вальпараисо. И поднимаясь дальше, на север по Южной Америки, грабит беззащитные испанские колонии и корабли всего лишь на одном корабле!
Побоявшись преследования и западни, ведь трюм уже ломился от награбленного золота и жемчуга (по слухам, Дрейк уже начал выбрасывать серебро килограммами,что бы галеон двинулся с места), Дрейк решает переплыть Тихий Океан и вернутся на родину.
И в середине 1579 года, "Золотая Лань" пересекает тихий океан, и выходит к Марианским островам. Отремонтировав корабль в районе Целебеса, Золотая Лань отправляется на мыс Доброй Надежды и осенью 1580 года бросает якорь в Плимуте, совершив второе после Магеллана кругосветное плавание. И первое кругосветное плавание, которое совершил англичанин.
Когда "Золотая Лань" встала в порту, то её посетила сама Королева Англии. Где на верхней палубе, Елизавета I посвятила Дрейка Фрэнсиса в рыцари, после всех его приключении и достижении, во время плаванья.
Сэр Фрэнсис Дрейк стал живой легендой, и местным героем. "Золотая лань", на которой совершил свои подвиги сэр Дрейк - стала местной достопримечательностью, которую поместили в сухие доки на Темзе.
И в течение десяти лет, пока корабль совсем не постарел, англичане могли посетить знаменитый парусник, на котором ходил сам сэр Фрэнсис Дрейк!
Спустя десятилетия "Золотая Лань" обзавелась двумя копиями. И что интересное, они оба строились под историческим уклоном, согласно тем фактам и данным, которые дошли до англичан в конце 20 века, и два этих галеона, не похожи друг на друга совсем.
А в 1973 году одна из копии «Золотой Лани», которая через четыре столетия после Дрейка повторила маршрут своей знаменитой предшественницы. В общей сложности новая «Золотая лань» прошла путь в 225 000 км.
Галеон "Золотая Лань" от 1963 г. осел в Девоншире в городе Бриксхем. Галеон "Золотая Лань" созданная в 1973 г.Повторила кругосветное путешествие Дрейка. С 1996 г. она стала плавучим музеем, стоя на южном берегу Темзы.