В этой теме предлагаю поверхностное знакомство с парусным кораблем в золотой век пиратства. Думаю каждый был в такой ситуации, когда при прочтение какого либо романа, или же при игре про пиратов, а иногда просто, при просмотре киносериала про морских разбойников, всплывали какие-нибудь названия частей парусного корабля, или каюты, или ещё чего, а в уме даже представления нету, о чем идет речь . Конечно, можно заглянуть в наш сборник Морских терминов, но думаю для наглядности эта тема отлично подойдет . Но перед тем, как оказаться на верхней палубе корабля, предлагаю его внешний осмотр, так сказать, со стороны порта. На примере российского линейного корабля 18 века: "Полтава".
Описание:
1 - Фортштевень (продолжение киля* в передней оконечности судна); 2 - Княвдигед (у старинных парусных судов выдающаяся вперёд верхняя часть водореза. Верхняя часть княвдигеда украшалась резной фигурой); 3 - Гальон (он же гальюн - первоначально свес в носу парусного судна для установки носового украшения судна. Но так сложилось исторически, что на этом же свесе (между княвдигедом и бортами корабля) устанавливались отхожие места для экипажа, поэтому в настоящее время гальюном называют туалеты на кораблях); 4 - Бушприт (рангоутное дерево, укрепленное на носу судна в диаметральной плоскости, горизонтально или под некоторым углом к горизонтальной плоскости. К бушприту крепится стоячий такелаж стеньг передней мачты, а также такелаж косых парусов — кливеров); 5 - Кат-балка ( он же Крамбол - толстый короткий брус в виде консоли, выходящий за борт и поддерживаемый снизу кницею, называемой сапортусом. Применялись в парусном флоте на деревянных судах для подтягивания к борту якорей); 6 - Кофель нагельная планка (деревянный или металлический брус с отверстиями для кофель-нагелей**, прикрепленный горизонтально на палубу у мачт и у внутренней части борта); 7 - Палуба полубака (носовая надстройка на баке корабля, бак в свою очередь это надстройка в носовой части палубы, доходящая до форштевня. Баком раньше называли носовую часть верхней палубы (спереди фок-мачты). Служит для защиты верхней палубы от заливания встречной волной, повышения непотопляемости, размещения служебных помещений и т. д.); 8 - Фок-мачта (передняя матча корабля); 9 - Шпиль (большой ворот с вертикальной осью, служащей для подъема якоря и выбирания швартовных концов); 10 - Труба камбуза (вытяжка из корабельной кухни) 11 - Шкафут (широкие доски, уложенные горизонтально вдоль бортов парусного судна. Служили для прохода с бака на квартер-дек или шканцы); 12 - Фальшборт (ограждение по краям наружной палубы корабля представляющее собой сплошную стенку без вырезов или со специальными вырезами для стока воды (просветы между ширстреком и самим фальшбортом)); 13 - Грот-мачта (вторая мачта, считая от носа корабля); 14 - Шканцы (самый верхний помост или палуба в кормовой части парусного судна, где находились вахтенные офицеры и устанавливались компасы. Позднее шканцами называли часть верхней палубы военного корабля между грот- и бизань-мачтами. Шканцы считались почетным местом на корабле: там зачитывались перед строем манифесты, приказы, приговоры. На шканцах запрещалось садиться и курить всем, кроме капитана корабля); 15 - Паз для колдерштока (рычаг, который использовался вместо штурвала, характерен для кораблей построенных в начале 18 века); 16 - Бизань-мачта (название кормовой мачты на трёх- и более мачтовом судне. На трёхмачтовых судах бизань всегда третья, на многомачтовых — последняя, а все мачты между бизань-мачтой и фок-мачтой называются грот-мачтами и различаются порядковым номером. Кормовая мачта на двухмачтовом судне также может называться бизань-мачтой, если носовая значительно её больше и находится в середине судна); 17 - Палуба полуюта (возвышенная часть кормовой оконечности корабля или дополнительная палуба над ютом. Ют в свою очередь это кормовая надстройка судна или кормовая часть верхней палубы); 18 - Кормовые огни (нужны для навигации); 19 - Штульцы (отхожее место для командного состава корабля, расположенное на корме корабля; боковая наделка, свес с боков кормы судна) 20 - Перо руля (действующая часть руля); 21 - Ахтерштевень (брус, составляющий заднюю оконечность корабля; к нему подвешивается руль); 22 - Руслени (площадки по наружным бортам парусного судна, расположенные на уровне верхней палубы против мачт. Служат для разноса вант, которые скрепляются вант-путенсами); 23 - Орудийный порт верхней палубы; 24 - Крышки орудийных портов (показаны закрытые порты главной артиллерийской палубы - Гандеки) Киль* - нижняя балка или балки, проходящие посередине днища судна от носовой до кормовой его оконечности, и служащие для обеспечения прочности корпуса судна. Кофель-нагель** - деревянный или металлический стержень с рукоятью и заплечиками на верхнем конце, вставляемый в гнездо кофель-планки для крепления и укладки на него снастей бегучего такелажа парусного судна.
Теперь, когда мы имеем внешнее представление парусного корабля, самое время подняться на верхнюю палубу, и совершить осмотр. Для того, что бы сильно не нагружать наш мозг, предлагаю осмотреть в разрезе небольшой английский бриг "Борзая"
Описание
1 - Румпель (часть рулевого устройства корабля. Передает крутящий момент от усилия, создаваемого рулевой машиной или вручную); 2 - Квартердек (верхняя палуба корабля); 3 - Койка капитана; 4 - Каюта капитана (Каюта капитана часто была заставлена дорогой деревянной мебелью, в которой могли хранится как книги, так и музыкальные инструменты, но в основном, там лежали морские аксессуары, канцелярия, судовой журнал, и прочее. В больших кораблях, у капитана был личный туалет и ванна (так называемой пристройке: "кармовая раковина"), и естественно чулан, для разного рода хлама (от глобуса до швабры). В морских боях, каюта капитана считалось самым слабым местом, так как при строительстве в основном упор шел на роскошь и красоту, нежели на прочность); 5 - Кабестан (она же лебедка, в морском деле также шпиль — механизм для передвижения груза, состоящий из вертикально установленного вала, на который при вращении наматывается цепь или канат, прикрепленные другим концом к передвигаемому грузу, например якорю); 6 - Грот-Мачты; 7 - Помпы (корабельное (судовое) название нагнетательного насоса поршневого или лопастного типа); 8 - Грузовой люк (именно в него опускали провизию на соответствующую палубу, туда же опускали пушки в артиллерийскую палубу); 9 - Верхняя палуба; 10 - Фок-мачта; 11 - Судовой колокол (бронзовый колокол, висящий на кронштейне на баке каждого корабля и судна. На военных кораблях он служит для отбивания склянок (каждые полчаса), а на торговых — для подачи туманных сигналов, у пиратов он мог служит сигналом "Внимание", или же о готовом ужине или обеде); 12 - Брашпиль ( палубный механизм лебёдочного типа. Используется для подъёма якорей, создания натяжения тросов при швартовке. Имеет горизонтальный вал, в отличие от шпиля. Предназначен для обслуживания якорных цепей обоих бортов); 13 - Якоря; 14 - Камбуз (чугунная плита для приготовления пищи личному составу судна, помещавшаяся на парусных судах в носовой части (на кораблях и фрегатах — на опердеке*, на малых судах — на нижней палубе, а на торговых судах — на верхней). Само помещение, где помещался камбуз, называлось кухней); 15 - В нашем случае, камбуз находится на нижний палубе; 16 - Грузовой трюм (пространство в корпусе судна между днищем (или вторым дном) и вышележащей палубой (или платформой)в грузовом трюме соответственно располагался груз, провиант, либо балласт для корабля); 17 - Кубрик (Жилое помещение для команды); 18 - Пороховой погреб (она же крюйт-камера, помещение на военном корабле, предназначенное для хранения пороха (как бочек с порохом, так и готовых к стрельбе пороховых зарядов) и сигнальных ракет. Располагался, как правило, в носу или корме корабля ниже ватерлинии*); 19 - Балласт - (на дно трюма часто грузили балласт разного рода, в основном грузили чугунный балласт в виде брусков, которые укладывали впритирку друг к другу, от одного борта к другому. Поверх чугунного балласта засыпался мелкий камень или песок. А чтобы балласт не перекатывался из стороны в сторону во время качки, трюм делили переборками на отсеки); 20 - Груз и такелаж. Ватерлиния** - теоретическая кривая, получаемая при пересечении поверхности корпуса судна горизонтальной плоскостью, параллельной уровню воды. Иными словами, это линия на корпусе корабля, где заканчивается морская гладь и начинается атмосферный воздух. Опердек* - верхняя расположенная под Квартердеком закрытая батарейная палуба.
Теперь мы имеем представление не только о внешних частей и фрагментов корабля, но и кое-какое представление о внутренних его частях и каютах. В следующих моих постах в этой теме, мы подробно ознакомимся с палубами корабля: от капитанской каюты, до кухни, от трюма, до складов и до пушечной палубы. Продолжение следует...
Щас СЛАВН увидит это твоё "итак" - точно психанёт .
А если по сабжу, то, как ты правильно отметил, у нас есть тема Морские термины. С подробной подборкой в алфавитном порядке, что позволяет довольно быстро найти описание нужного термина.
С ней есть какая-та история, или просто, это фраза раздражительна?
ЦитатаШепот ()
А если по сабжу, то, как ты правильно отметил, у нас есть тема...
Сколько раз я лазил то в словари, то различного рода находил картинки, то заметил: У одних, сухое описание (к примеру если человек далек от Моря и ничего в этом не смыслит, то для него термины это китайская грамота) то у других, это просто наглядное изображение терминов (пример, все три картинки в первом посте). Я объединил картинку с терминами и дал им краткое описание, в дальнейшем, хочу по-подробнее тут об этом написать (например про пушечную палубу). Материала мала пока что. Per aspera ad astra
Сообщение отредактировал YanisD - Воскресенье, 29 Января 2017, 16:38
А без этого ну вот никак не начнем, не будет темы?
ЦитатаYanisD ()
С ней есть какая-та история, или просто, это фраза раздражительна?
На протяжение многих лет общения в инете, я неоднократно пытался получить всего лишь два ответа на два следующих вопроса: почему ставят или не ставят пробелы там где нужно даже грамотные люди и на хрена пишут "и так начнем"? Но ни одного внятного ответа и даже невнятного, я до сих пор не получил
По сабжу:
ЦитатаАндрэас_Стоун ()
Отличная тема
Поддерживаю, за тему спасибо Только не забудь кое-что удалить из нее ПОДПИШИСЬ: Канал LogovoStalkerov.Com ________________________
Я - это я и никто другой. ________________________
Прежде чем, отправить свой корабль в море, ему нужно было дать хорошую устойчивость на воде, а так же, во время шторма. Для этого, на дно корабля помещали балласт. Балластом в основном были металлические бруски (чугун, железо), которые укладывали впритирку друг к другу, от одного борта к другому. Поверх металлических брусков сыпали мелкий камень, гравий, или песок. Наибольшее количество металлических брусков приходилось на центр тяжести судна (примерно это было под грот-мачтой). Так же, чтобы балласт не перекатывался из стороны в сторону во время качки, трюм закрывали деревянными переборками, деля грузовой трюм на отсеки (которые назывались банками). Некоторые отсеки имели свое название и предназначение, к примеру "носовой" отсек часто называли водным трюмом, так как загружали его пресной водой в бочках. Между Фок и грот-Мачтой хранили такелаж и канаты, после грот-мачты шел грузовой трюм. К слову о грузе и провианте: самый массивный груз зарывался на половину в балласт, на него ставили груз полегче, и соответственно на верх ставили самый легкий груз. В море качки не избежать, особенно при шторме, и шатающийся груз из стороны в сторону был попросту недопустим, и его крепили разным способом. Если груз не могли привязать, или плотно уложить, то расстояние между грузом заполняли балластом (мелкий камень), или же дровами. Но так как во время путешествия мог понадобится провиант, то в грузовом трюме старались оставить расстояние (примерно шириной один метр), так называемый коридор, для матросов. В грузовом отсеке (после грот-мачты) устанавливали помпы (насосы), которые выкачивали за борт воду со дна трюма. Вокруг них сооружали специальный ящик, так называемый вель, или льяло. Он шел от самого днища до нижней палубы, предохраняя помпы от засорения и повреждения.
1 - Отсек трюма с парусами,канатами, такелажем; 2 - Отсек трюма непосредственно с грузом; 3 - Помещение с помпой. Под грот-мачтой. Там же лестница на верх, на нижнюю палубу.
Сухой груз, который боялся влаги и мог быстро испортиться (крупы, порох, мука, и т.п.) хранили уже в другом месте - в кубрике, непосредственно рядом с жилыми помещениями, предназначенных для команды. Но стоит заметить, что на разных кораблях, в зависимости от их размеров, кубрик и грузовой трюм могли быть совмещены. Так же ценный и опасный груз, будь то порох, или холодное оружие, хранились в своих специально отведенных для них местах. Но про них чуть позже.
Трюм, и его вечные проблемы
Как уже догадались, речь пойдет про мелких вредителей. Учитывая то, что груз старались крепко закрепить, утопить в балласте, и плотно друг другу поставить, (ведь смысл перевозить груз, если он побьется друг об друга во время морской качки), то присутствие мелких грызунов было трудно обнаружить, не говоря про ловлю. Эту проблему моряки и пираты решали по разному: - Одни выращивали настоящего "крысиного короля" - то есть крысу, которая питалась своими же собратьями. Для этого, отлавливали пять грызунов, и долгое время держали их в жестяном ведре, дождавшись момента, когда голодные крысы начнут есть друг друга. Оставшуюся крысу, считали самой сильной уцелевшей, и возвращали обратно в трюм. Но через некоторое время, "крысиный король" возвращался к привычному корму, если он, естественно, еще остался в трюме. - Другие пытались решить проблемы другими животными - кошками. Но не все представители кошачьих любили жить на корабле, и бывала так, что они сбегали в порту, оставив моряков с их проблемой. - Некоторые, пытались поймать крыс самолично. И один из таких способов заключался в том, что пират или моряк, держа в орту кусок сухаря, лежал неподвижно в трюме, и ждал мелкого грызуна. В момент, когда крыса проявляла интерес, и пыталась стащить сухарь, её ловко ловил лежачий моряк. Но иногда ловкости не хватала, а при большом количестве грызунов (к примеру в галеоне их количество могло быть несколько тысяч), этот метод был малоэффективным. Придумали этот метод, к слову, голодающие матросы. Откуда же появлялись крысы? Скорее всего изначально с грузом, который обычно хранился в портовом складе. Но помимо грызунов, в трюме могли появится и кто похуже: от тропических ядовитых насекомых, до бактерии. Бактерии в свою очередь, могли проникнуть в бочки с пресной водой, и такое часто происходило: кишечные болезни были частым явлением на корабле. Но одно дело незваные гости, а другое: стихия.
В Трюме Вода!
Если от одной напасти можно было хоть как-то избавиться, или даже вообще не встретить, то от воды в трюме избавится никто не мог. Каким бы долго не было плаванье, вода разрушительно действовала на обшивку корабля. Она рано или поздно начинала просачиваться (в небольшом количестве конечно), и стекать на самое днище корабля. Чуть позже, во время накопления воды в трюме, мог начать портиться груз, добавляя вонь на нижнюю палубу. Во время шторма, вода так же просачивалась с верхней палубы до самого трюма. Про морские бои и говорить не стоит, одна пробоина ниже ватерлинии могла не то, что затопить весь трюм, но и утопить весь корабль. Так же стоит упомянуть, что море это агрессивная среда для древесины, рано или поздно, она попросту начинала гнить. А если вода в трюме было в большом количестве, гнить начинал трюм. Как же боролись пираты с водой в трюме? Если кто-либо из моряков смог найти струйку воды просачивающуюся из корпуса корабля, её тут же конопатили смоленой паклей, если была пробоина, то её старались всеми силами закрыть досками, которые всегда имелись в трюме на корабле, а далее так же, конопатили паклей. Но во время шторма, или при сильном повреждении корпуса, воду нужно было срочно убирать... Для этого в трюме находились помпы (насосы с ручным приводом), они выкачивали воду по шлангам на верх. Это была очень трудоемкая работа: в темноте, в зловоние, в холодной морской воде, матросам приходилось выкачивать воду. Таких матросов часто называли "трюмными крысами" (биглами). Быть "трюмной крысой" мало кому хотелось, поэтому желающих качать воду было мала. И в основном в трюм посылали провинившихся матросов. Именно "трюмные крысы" оставленные без присмотра офицеров, часто устраивали бунт на корабле. Борьба с водой в трюме была постоянной. И чем длиннее было морское путешествие, тем чаще приходилось выкачивать воду. И если команда не могла справится с водой в трюме, то тогда они просто теряли свой груз, в лучшем случае. В худшем: могли потерять корабль вместе с командой.
Стоит начать с того, что у любого парусного корабля, в зависимости от его размеров, может быть несколько палуб. И чем он больше (фрегаты, линейные корабли), тем больше палуб придется пройти, спускаясь вниз, в трюм. А если парусный корабль не совсем больших размеров (к примеру, бриг), то некоторые палубы могут быть совмещенными: трюм, кубрик, и артиллерийская палуба. Пример, бриг "Борзая" в первом посте сообщения. Коротко про основные палубы на парусном корабле: - Квартердек (открытая палуба для управление кораблем, поделен на несколько частей начиная с Фортштевеня: Бак, Шкафут, Шканцы, Ют); - Опер-дек, или верхняя батарейная палуба. В ней уже располагались батарея пушек корабля. Если корабль был не большим, то Опер-дек считался главной артиллерийской палубой; - Мидель-дек средняя палуба, или главная артиллерийская палуба. На этой палубе уже стояло основное количество пушек; - Кубрик (орло-дек) нижняя жилая палуба, с наименьшем количества пушек но большого калибра (по сравнению с Мидель-деком); - Трюм. Поднявшись с трюма, мы попадем в нижнюю палубу на корабле. Здесь уже мы встретим лежаки матросов, небольшие складские помещения, "живой" груз. Но обо всем по порядку. Форпик - помещение, расположенное в носовой части корабля. Это место было не совсем пригодным для хранение каких-либо припасов, и начиная оттуда, располагались рундуки и лежаки матросов. Тут же находились якорные клюзы. В месте втягивания якорных канатов располагался клюзбак для хранения якорной цепи или каната. Клюзбак назначался для предотвращения растекания воды по судну при выборе якоря, он хорошо конопатился и просмаливался, имел шпигаты для стока воды. В таком не приятном месте, в постоянной качке и сырости, с ужасным запахом исходящего от трюма, и порой, от соседа с боку, в тесноте приходилось ютиться матросам. От форпика и до середины кубрика (примерно под грот-мачтой), с обоих бортов судна, располагались складские помещения, или же просто, прикрепленный груз.
Так же, в кубрике мог находиться "живой" груз: либо это были животные, козы, овцы, куры и пр. С небольшими барьерами и клетками (барьеры часто отсутствовали и живность могла спокойна расхаживать по кораблю), либо "черное дерево" - рабы.
Если в кубрике имелись пушки, то те канониры, которым приходилось стрелять из них, имели рядом с ними свои лежаки. И соответственно, они жили рядом с этими орудиями.
Под грот-мачтой, если имелось свободное пространство, то его отводили для больных и раненых. Так как это место на корабле с минимальной качкой. Ближе к юту (под бизань-мачтой), находятся складские помещения, предназначенные для солдат (абордажников), канониров, и старших офицеров. Холодное оружие хранилось отдельно, и доступ к нему был только у офицеров. Так же было и с порохом и бомбами, для них сооружалось специальное место крюйт-камера, в ней тяжелые бочки с порохом, зарывали в мелкий камень или песок, аналогично с тем, как зарывали балласт на днище корабля. Иногда крюйт-камера находилось в носу корабля, на другой палубе (к примеру на опер-деке). Другие складские каюты, доступ у которых был только у офицеров, кока или только у капитана, мог хранить что угодно, от сухих припасов и сковородок, до выпивки или золота .
Крюйт-камера. С очень скудным запасом пороха и бомб. На заднем фоне видны мушкеты.
У некоторых кораблей имелись специальные места лишения свободы - карцер , но представлял он собой обычную часть палубы кубрика, закрытой кованной железной решеткой, реже, отдельной каютой с крепкой дверью. Помимо матросов, провианта, рабов, и крюйт-камеры, под бизань-мачтой могли располагаться каюты офицеров (к примеру, боцман, лечащий врач, или даже священник), или каюты, для гостей корабля.
Каюта младшего офицера. Она же могла быть и карцером.
Кубрик считался не самым приятном местом для проживания, немного лучше трюма, но до личной каюты он совсем не дотягивал.
"Парни с бака, офицеры с юта"
Так сложилось в парусном флоте, что обычных моряков старались разместить от носовой части корабля, в самых неблагоприятных условиях. После них шли солдаты, и канониры, уже более в приятных условиях (речь идет про мидель и опер-дек), у них уже было куда больше свободного места для сна (на кубрике, матросам полагалось от силы 1 кв. метр пространства, что было мало для нормального отдыха), не говоря про жалованье. Офицерский состав, гости корабля, и сам капитан обитал уже на юте (под бизань-мачтой), в более устойчивом месте, не в таком сыром как к примеру форпик, и уж точно без сильной вони от трюма и сотоварища по гамаку. Канониры и солдаты были своего рода буферной зоной, между офицерами и часто недовольными матросами. Кубрик был неприятном местом на корабле, и матросы старались как можно лучше сделать там своё проживание. К примеру, кубрик старались драть до идеальной частоты (пираты этим не всегда занимались в отличие от обычных моряков), старались убирать за скотом, если он имелся. Если на кубрике имелась каюта кого либо из офицеров, к примеру боцмана, то он дополнительно поддерживал порядок и чистоту на палубе, но зато матросы, если могли наладить отношение с ним, то могли разжиться некими вещами из склада, к примеру нитками для своей одежды или ненужным клочком парусины, для гамака. Каждый матрос имел свою лежанку ( а чуть позже гамак) и личный рундук - ящик, с широким низом и узкой крышкой; такая форма давала дополнительную устойчивость. Какие личные вещи могли лежать в таких рундуках? Часто это был табак, какая-нибудь личная вещь, игральные карты, заработанная часть добычи и прочее. Но нередки были кражи на корабле, особенно в обычные будние дни, когда все матросы были при деле. А если вора удалось поймать, то его наказывали сполна. Помимо ужасного запаха, воды, которая могла литься с верхней палубы во время шторма, и качки, матросам могли придти гости из трюма: крысы, тараканы, вши. Они в свою очередь, могли распространить любые болезни, среди матросов, добавив им и так проблем проживания на кубрике.
Артиллерийские пушки устанавливали на следующих палубах: - Квартердек был верхней открытой палубой, и он так же имел на себе вооружение. От простых фальконет, убийц матросов на вражеском корабле, до пушек более крупного калибра (8, 16 фунтовые пушки), расположенных в полоюте; - Опер-дек первая закрытая палуба, которая была под квартердеком. В ней уже располагались пушки мелкого и среднего калибра. Начиная с неё и далее, палубы считались артиллерийскими*; - Мидель-дек средняя палуба, или главная артиллерийская палуба. На этой палубе уже стояла основное количество пушек; - Нижняя палуба (он же кубрик) то же могла нести оружие. В этом случае, кубрик называли Ган-деком, если ниже кубрика был уже трюм. Но если корабль был больших размеров, то Ган-дек имел свою собственную палубу, и нес оружие более тяжелого калибра, чем Мидель-дек. *Парусные корабли: Шлюп, Бриг, Бригантина, Клипер, Корвет имели одну артиллерийскую палубу, расположенную на верхней палубе: Квартердеке.
Мидель-дек и Ган-дек
Зачем парусным кораблям нужны были артиллерийские палубы? Для защиты своего груза, будь это торговый корабль, или для введения боевых действий как на море, против других кораблей, так и при атаке на сушу, против укреплений и вражеской пехоты. Основное вооружение, как по количеству, так и по его калибру орудий несли палубы Мидель и Ган-дек. Эти палубы были намного просторнее, чем Кубрик, и тем более, чем Трюм. Помимо пушек и коек для артиллеристов, на этих палубах могло больше ничего и не быть лишнего. Но для средних по размерам кораблям (фрегаты, галеоны), на Мидель и Ган-деке было принято в носовой части корабля, устанавливать крюйт-камеры, для быстрого пополнения пороха, а непосредственно ближе к юту (под бизань мачтой), располагались так же каюты офицеров (к примеру: главный канонир, или офицер, руководящий солдатами). Помимо канониров, на этих палубах могли жить так же солдаты, а иногда матросы, если им не хватало место на кубрике. А такое часто могло быть, и матросам приходилось в прямом смысле искать себе свободный угол в Мидель и Ган-деке. Солдаты и канониры не всегда были рады присутствием обычных матросов.
Но и в мидель-деке порой было тесно, спать канонирам приходилось практически над своими пушками.
Наличие артиллерийской палубы на корабле всегда можно было увидеть по орудийным портам.
На данном корабле видны все артиллерийские палубы, в том числе на верхней палубе в полуюте. Там орудия наименьшего калибра.
Орудийные порты, представляют собой прямоугольные, или квадратные отверстия, вырезанные в бортах. Порты первой, второй и третьей палубы часто располагались в шахматном порядке. Орудийные крышки портов, которые наглухо их закрывали, изготовляли из толстых досок и покрывали поперек более тонкими досками. Сверху крышки подвешивали на шарнирах. Открывали их изнутри при помощи порт-драйрепов — тросов, концы которых были заделаны в рымах на внешней стороне крышки, затем проходили через два отверстия в борту над портом и огонами закрепились на небольших порт-талях. Закрывали крышки с помощью другого конца - порт-шкентеля, прикрепленного к рымуна внутренней стороне крышки.
После того, как порты были открыты, к отверстию ещё надо было подвинуть само орудие. Для продвижения орудия к борту служили пушечные тали, которые состояли из двух блоков каждая. Крепили их одним концом в рымах на щеках лафета, а другим — в рымах по борту пушечных портов. Были еще одни или двое талей (откатные), закрепляемых так же, как и пушечные, но с задней части лафета орудия. Они предназначались для втягивания орудия внутрь корабля. Вся эта оснастка орудия (брюк, пушечные и откатные тали) служили и для крепления орудия "по-походному". Кроме того, под колеса лафета подкладывали еще деревянные клинья. Во время мирного путешествия по морю, орудие так же как груз следовало прикреплять к борту корабля. Что бы во время качки орудие не каталось от борта к борту. А учитывая то, что рядом с пушками, жили и спали канониры, то болтающиеся тяжелые орудия были попросту недопустимы. Во время боя, артиллерийские орудия надо было удерживать и перетягивать для зарядки и наводки. Для всего этого орудия были снабжены специальной системой талей. Для удержания орудия при откатке во время стрельбы служил мощный трос (брюк), проходивший через рым на казенной части ствола орудия, отлитый вместе со стволом. Концы брюка крепили на рымах боковых сторон пушечных портов. На некоторых кораблях этот трос (брюк) крепили не на рыме ствола орудия, а на рымах боковых сторон лафета орудия, и брюк состоял из двух концов.
Система тросов (брюк), которая крепилась непосредственно к лафету орудия и к борту корабля. Позволявшая поднести орудие к пушечному порту, или попросту, крепившая орудие рядом с бортом корабля.
Опер-дек
Опер-дек считается самой интересной и "живой" палубой. Здесь уже жили солдаты, и рядом с их койками была каюта с холодным оружием. В случаи боевых действии, солдаты были наготове к атаке или к обороне. Так же здесь имелись артиллерийские орудия среднего и малого калибра и соответственно, обслуживающий персонал - канониры. От кубрика до верхней палубы постоянно бегают матросы, а у носовой части корабля, расположился камбуз. На опер-деке обедали и ужинали все солдаты и канониры, а если у матросов на кубрике не было своего камбуза (на больших кораблях камбуз был не только на опер-деке, но и на нижней палубе), то к ним присоединялись и матросы. Здесь, на опер-деке, под бизань мачтой были самые главные каюты. Для высших офицеров, для дорогих гостей, для капитана. Если на верхней палубе, имелась надстройка - полоют, и в нем не располагались орудия, то это место занимала каюта капитана. А на оперд-деке, под бизань мачтой, мог разместиться кают-компания (общее место для офицерского состава), которая могла быть поделена со стороны бортов, на офицерские каюты. Иногда, кают-кампания объединяла не только офицерские каюты, но и капитанскую. Если позволяло место, то на оперд-деке могла быть канцелярия, отдельная каюта для казначея. Рядом с камбузом, по правому борту располагался лазарет с корабельным врачом. На многих испанских кораблях было специальное место для корабельного священника: море не дружелюбное место, а плаванье на парусном корабле, то ещё испытание, и не редко, верующие матросы (и порой пираты), молились о удачном завершения путешествия.
В таком полоюте могла занять место каюта капитана Кают-компания, помимо совместной трапезы, здесь офицеры и гости корабля могли проводить свой досуг. Это могло быть чтение книг, игра на музыкальных инструментах, или попросту, они могли беседовать на разные темы. Канцелярия. В ней мог работать не только казначей, но к примеру штурман или лоцман. Они могли прокладывать маршрут. Если место для канцелярии не было, то её роль на себя брала кают-компания, или же, каюта капитана.
Я вот просто прикинул... Длина корвета 40-50 метров... Ширина - метров 9-10....
А я туда 250 человек команды набил!!!! Как же им там бедненьким тяжко... Объективная реальность есть бред, вызванный недостатком алкоголя в крови. Сэр Уинстон Черчилль
Именно с неё начинается знакомство с кораблем. Именно на ней, начинаются морские приключение для тех, кто вступит на неё. В основном, все работы приходятся на верхнюю палубу: на ней работают матросы с парусами и канатами, штурман с лоцманом у штурвала и за навигационными приборами, и порой, на ней были канониры, которые следили за орудиями. На ней кипела основная морская жизнь. Квартердек, название верхней палубы, принято делить на четыре основные зоны: Бак, шкафут, шканцы, ют. Бак это надстройка в носовой части судна, которая служит для обеспечения хорошей мореходности, а так же, для защиты верхней палубы и грузовых люков от заливания при встречной волне. У больших кораблей бак имел свою небольшую палубу рядом с бушпритом, которую называли полубаком. На ней часто устанавливали погонные пушки, для обстрела неприятеля спереди корабля. Но и помимо орудий, было принято на полубаке делать отхожие места - гальюны. Шкафут это палуба, примерно которая находилась от фок-мачты до грот-мачты, или от носа корабля (бак) до кормы (ют). Шкафут, по сравнению с другими палубами, был самым низким. Некоторые историки это объясняют тем, что при погрузке груза, или установки шлюпки на подставки (ростры), работающие матросы не упали за борт. Шканцы это палуба идущая следом за шкафутом, но на уровень выше её. Или же, она могла быть одного уровня со шкафутом, или порой могла накладываться на неё. Для судов малых размеров, название палуб шкафут и шканцы были названием одного и того же места. Хоть у них есть свои различия. На шканцах устанавливали штурвал (или колдершток), навигационные приборы. На этой палубе было запрещено находится обычным матросам, солдатам, или канонирам. На ней было принято ходить только капитану, его гостьям, старшим и караульным офицерам. Именно с неё, капитан руководил судном. Ют это палуба, которая разместилась на корме корабля. Обычно ют следует за шканцами, на уровень выше. И если он имеет целую пристройку, то её принято называть полоютом. В полоюте находилась каюта капитана, или же адмиральский салон (кают-компания) для старших офицеров. Но иногда, полоют использовали как дополнительную артиллерийскую палубу с наименьшим калибром. Если шканцы и шкафут были одного уровня, то гости капитана расхаживали на юте. Оттуда так же работал и командовал капитан со старшими офицерами. Все палубы квартердека имели фальшборты, которые берегли матросов от падения за борт. Фальшборты так же имели отверстия для того, что бы вода оказавшись на квартердеке не задерживалась. Но если квартердек нес на себе ещё и оружия, то борта на шкафуте были "глухими", но с пушечными портами. Квартердек так же имел разные приспособления и устройства, служащие для работы с парусным вооружением. Стоит заметить, что все парусные корабли строились индивидуально. Каждый парусник мог быть и схож с предыдущим, но имел свои отличие, и свою индивидуальность. Это было связанна с тем, что у каждого корабля был свой заказчик, который желал видеть в корабле определенные качества. Стоить так же заметить, что в то время, кораблестроение было трудоемким и затратным, строили корабли вручную с обычными инструментами по дереву.
Название и расположение палуб на квартердеке Обычно на шкафуте имелся грузовой люк в трюм, закрытый железной решеткой. Так как на нижних палубах жили матросы, им нужен был воздух, поэтому все грузовые люки имели отверстия. Но из-за этих отверстий, лилась вода, во время шторма. На модели корабля, грузовой люк закрывает шлюпка, их часто располагали на шкафуте. Шкафут с грузовыми люками, а за ним на уровень выше - шканцы, а следом ют с полоютом.
Очень нужна информация, как ремонтировали бочки для питьевой воды на кораблях. Смолой? Сколько стыла смола?
Всмысле смолой? Нормальная бочка в дополнительной изоляции не нуждается, т.к. от воды древесина разбухает и заполняет все щели сама-собой. Бочки просто размачивают, если они пересыхают и начинают течь.
Добавлено (29 Ноября 2022, 15:05) --------------------------------------------- ЗЫ именно поэтому вино в бутылках хранят горлышками вниз, чтоб пробка не высыхала. принцип тот же...
Объективная реальность есть бред, вызванный недостатком алкоголя в крови. Сэр Уинстон Черчилль
Смотря какие бочки и смотря на каких кораблях. На древнеримском флоте воду хранили в тростниковых бочках, обмазанных глиной, тростник в этом случае выполнял функцию термоса, не давая воде прогреваться какое-то время. Для ремонта могла использоваться та же глина. До конца XVIII века на парусных судах в основном использовались деревянные бочки. Они изготавливались вручную бондарями из предварительно подготовленных и подогнанных частей дерева по специальной технологии и скреплялись обручами, а поверхность обрабатывалась горячим пчелиным воском. Правильно собранная бочка не давала течи, а в случаях серьёзных внешних повреждений починить её мог только бондарь, поэтому в таких случаях пришедшую в негодность бочку просто заменяли целой. В американском флоте в 1805 году начали использовать железные оцинкованные цистерны для хранения воды вместо деревянных бочек.